Главная » 2014 » Март » 18 » Языковедение. История русского языка: Деловая пи�
10:59
 

Языковедение. История русского языка: Деловая пи�

Языковедение. История русского языка: Деловая письменность Древней Руси (часть I)

исло сохранившихся памятников деловой письменности, особенно XVI-XVII веков, огромно и разнообразно в жанровом отношении. Это юридические кодексы («Русская Правда», Псковская судная грамота — памятник права Псковской боярской республики XIV-XV веков, Судебники 1497, 1550 и 1589 годов, «Соборное Уложение» 1649 года царя Алексея Михайловича), а также многочисленными документы: дипломатические (грамоты, договоры), административные (приказное делопроизводство, писцовые и переписные книги), судебные (следственные дела, тяжбы, челобитные и судебные решения), хозяйственные (описи имущества, приходные и расходные книги) и другие материалы. В большинстве своем они являются важным и ценным лингвистическим источником, так как значительно полнее и разнообразнее, чем книжные тексты, передают особенности разговорной речи своего времени.

Древнейшими памятниками деловой письменности считаются договоры с Византией, заключенные в 911 году Олегом, в 944 году Игорем и в 971 году Святославом. Договоры дошли до нашего времени в составе «Повести временных лет» — летописном своде, созданном в Киеве в начале XII века, но включившем в себя более ранние источники. Все договоры были написаны в Византии и представляют собой переводы греческих документов, составленных в соответствии с византийской дипломатической практикой. По мнению Л. П. Якубинского (История древнерусского языка. М., 1953. С. 284), которое, однако, разделяют не все исследователи, «государственным языком Киевской Руси в X в. и, по-видимому, в начале XI в. был… церковнославянский язык. В дальнейшем положение вещей меняется, и древнерусские государственные документы начинают писать на древнерусском, а не на церковнославянском языке».

В договорах 911 и 944 годов представляют большой интерес ссылки на «Закон Русский». «Закон Русский» по составу своих норм и по их содержанию восходит к древней племенной эпохе восточных славян. В X веке он развился в сложный по составу источник права, которым руководствовались в судебной практике великие князья Киевские. Во времена язычества «Закон Русский» существовал в устной форме, и его хранителями были, очевидно, жрецы. Таким же был путь развития древнейших законодательств у германских и скандинавских народов. Длительное бытование «Закона Русского» в устной форме, передававшегося от поколения к поколению по памяти, способствовало выработке и закреплению в его языке устойчивых формул и стандартов.

В XI веке, после принятия Древней Русью христианства и книжности, «Закон Русский» был использован при составлении «Русской Правды» — древнейшего и главного свода законов Киевской Руси. До конца XV века этот кодекс использовался в Древней Руси в качестве источника светского права. Древнейший список Пространной редакции «Русской Правды» сохранился в Новгородской кормчей 1280 года.

С самого начала «Русская Правда» была написана на древнерусском языке. Церковнославянизмы в ее списках крайне малочисленны и нередко случайны. А. А. Шахматов объяснял это тем, что «письменная передача закрепила готовый обработанный устный текст: кодификация произошла в живой речи, а не на письме» (цит. по кн.: Селищев А. М. Избранные труды. М., 1968. С. 129). Возникновение обычая писать юридические тексты и делопроизводственные документы на древнерусском языке сыграло необычайно важную роль в дальнейшем развитии древнерусского письменного языка.

К концу XII века сложился круг памятников, в которых было описано все необходимое в юридической системе Киевской Руси: судоустойство, судопроизводство, законодательные нормы, определены области юрисдикции судебных властей. Основными из этих текстов являются «Русская Правда», Устав князя Владимира Святого о десятинах, судах и людях церковных, сохранившийся в большом числе списков XIV-XIX веков, Устав князя Ярослава Мудрого о церковных судах, дошедший до нашего времени в рукописях XV-XIX веков.

Многие памятники древнерусской письменности сохранились в более поздних списках. Иногда ценнейшие источники были спасены от гибели лишь благодаря счастливой случайности. Древнейшая восточнославянская грамота на пергамене была найдена в начале XIX века епископом Евгением (Болховитиновым) в куче гнилых архивских бумаг новгородского Юрьева монастыря, когда один из его монахов вез ее, вместе с разным сором и хламом, чтобы утопить в реке Волхове. Так была спасена жалованная грамота великого князя Киевского Мстислава Владимировича и его сына Всеволода новгородскому Юрьеву монастырю, или Мстиславова грамота, около 1130 года.

К числу древнейших пергаменных грамот относится также вкладная грамота святого Варлаама Хутынского основанному им под Новгородом Спасо-Хутынскому монастырю. Дата этого документа определяется периодом между 1192 и 1210 годом.

Из материалов
РОФ «Центр развития русского языка».
К оглавлению "Языковедение"
Просмотров: 3592 | Добавил: dforit | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация