Главная » 2014 » Январь » 23 » Древние корни русского языка
14:37
 

Древние корни русского языка

Глава из книги "Неизвестное об известном"
Для ссылок: "Издательство Голубева" 2012 год
ISBN 978-5-902683-06-3

На пути к становлению России как великого государства наш народ прошел трудный путь, сопровождавшийся переселениями, войнами, эпидемиями. Расширение границ государства привело к тому, что в состав русского народа вливались не только малые народности, но и целые этносы. Все это, несомненно, привносило в язык и культуру русского народа свои особенности. Этническая доля славян в составе нашего народа едва дотягивает до половины, но доля культурного наследия, несомненно, является главной. Это же можно сказать и о русском языке.
История славянских народов прослеживается сегодня лишь на 4-5 тысячелетий. Тогда основным занятием у них были охота и скотоводство. Оттуда и дошли до наших дней слова, значение которых не всегда было таким как сейчас. Например, охотники тогда поклонялись тотемным животным, имя которых произносить запрещалось. Волка, называли лютым, медведя – бером, что означало бурый. Самоназвание одного из западных славянских племен – лютичи и месяц февраль, когда волчьи стаи были особо злыми, назывался лютень. Это название февраля осталось и сегодня на Украине и в Белоруссии. От древнего прозвища медведя образовалось слово берлога – логово бера.
Чуть позже, с развитием скотоводства и появлением земледелия стали почитать и домашних животных коров и лошадей. Особо почитали коня – сильного и наиболее бы-строго животного, в облике которого люди представляли солнце. Этот образ сохранился в названии элемента русской избы, названного коньком, потому что в древности крышу украшали деревянными конскими головами.

Два тысячелетия назад сформировалась новая религия, где на первое место вышли боги олицетворявшие природные силы. Главным богом у славян поначалу был Мир (аналог иранского бога Митра). Мир был всеобъемлющ, потому и сегодня в нашем языке это слово означает и устройство мира, и период без войн, и лад в народе и семье, да и сам народ – всем миром. Но первым чисто славянским богом стал Род – прародитель всех богов и людей. В русском языке и сейчас можно найти множество слов, доказывающих величие этого бога. Слова родина, родители, народ, родник и другие произошли от его имени. Род был богом неба и грозы (шаровую молнию раньше называли родия). Спутниками Рода были Рожаницы, которые также являлись богинями плодородия, от их имени сегодня мы имеем слова урожай и рожь.
Примерно с того же времени начинается почитание одного из древнейших славянских богов Велеса (Волоса), названного так от древнего названия быка – вол. Он изображался в виде бородатого пастуха, хранителя стад и был защитником всех прирученных зверей – домашнего скота. От его имени произошло слово волосы, ассоциирующееся с шерстью животных, а также слова великий и величина. Со временем Велес стал еще и богом торговли. Произошло это так: главными дорогами у славян были реки, и при перетаскивании лодок и лодей между водоемами именно во-лов использовали как тяговую силу. Отсюда произошли слова волок и волочить.
С развитием металлообработки у славян сформировался культ бога-кузнеца, бога-творца – Сварога. Как и обычный кузнец, способный из куска железа выковать орудие труда или оружие, Сварог, продолжал дело Рода, формируя окружающий мир, делая его более сложным, но и более удобным для жизни. От имени этого бога про-изошли слова вар и варить, связанные с огнем. Вар в древности означал кипяток, и потому суп или похлебку раньше называли варевом. Многие технологические процессы древности называли словом сварганить – это слово и сейчас в ходу на бытовом уровне. Часть имени Сварога и сейчас можно найти в названиях продуктов питания и кулинарных изделий. В качестве примера можно привести творог и пирог, имеющие по тем временам наиболее сложную технологию приготовления, включающую термическую обработку.

Не без влияния кочевых народов в конце I тысячелетия до н. э. у славян появляются и новые солнечные боги – Дажьбог и Хорс. В их именах тоже прослеживаются скифско-иранские корни. Дажьбог (Даждьбог) – был богом солнечного света, тепла и плодородия. У славян он считался очень щедрым. Наше обиходное выражение дай Бог роди-лось как производное от его имени. А еще славяне-землепашцы часто просили у Дажьбога теплую небесную влагу, которую так и назвали – дождь.
С культом Хорса связан праздничный весенний танец с движением по кругу – хоровод, а также обычай в начале весны печь блины, по форме соответствующие солнцу. Определение хороший в древности означало „угодный Хорсу“.

С середины I тысячелетия у восточных славян появляются зачатки государственности. Они начинают совершать первые крупные воинские походы. С этого времени в их пантеоне стали появляться боги войны. Поначалу в бога войны произвели Ярило – бога землепашцев, весны и веселья. На этот выбор повлияло и постоянное возрождение Ярилы, ведь как бог зерна он всегда умирал, чтобы потом вновь возродиться колосом. Точно так же и поредевшая воинская дружина всегда должна была пополняться новыми воинами. Ярило был основным богом славянских воинов несколько веков, до прихода варягов и его имя тоже оставило заметный след в русском языке. От него, как бога землепашцев мы имеем термин – яровые (посевы), а как бога войны знаем слова ярость и яростный. Есть и еще одно очень известное на Руси слово, которое мало кто связывает с этим древним языческим божеством.
В период VII-IX веков в киевской дружине всех воинов называли яре. Охрану князя и старших дружинников именовали большие яре. После удачных походов на Византию Олега и Игоря основная часть добычи досталась князю и старшим дружинникам, которые и стали самыми богатыми и знатными горожанами и землевладельцами. Именно большие яре и стали первыми боярами. В пользу этой версии свидетельствует и то, что до средних веков их часто так и именовали – боляре. В таком же виде это слово можно встретить в нашей литературе.

С приходом варягов (вагров) – представителей западных славянских племен в русском языке появились и новые слова. Основным занятием западных славян живших на территории Польши и Восточной Германии с начала I тысячелетия были война и торговля. В V-VIII веках по кораблестроению и мореплаванию в Северном и Балтийских морях им не было равных. Западные славяне участвовали почти во всех торговых и военных операциях того времени. Слова брань в понимании битва и броня – доспехи, пришли на Русь именно с варягами. Известный город Бранденбург раньше именовался по имени западнославянского князя Бранибора означавшего победитель. И еще одно значимое слово, появилось после первого военного вторжения варягов на Русь – враг.
Часть из принесенных слов были связаны с варяжскими богами Радигостом, Трясом, Живой, Чернобогом, Белбогом и др. Верховным же божеством у западных славян считался Световит (Святой Свет). От его имени произошли слова свет, светлый, а позже святой. Радигост – был богом гостеприимства связанным с торговлей и от его имени произошли слова радость и гость. От последнего произошли такие слова как гостинцы, гостиница и даже погост. Погостами называли селища славян, где останавливались для отдыха и обменной торговли гости (купцы). Такие селища обычно находились на расстоянии дня водного или санного пути (около 30-40 верст) друг от друга. Потому они и были выбраны княгиней Ольгой как административные центры присоединенных ею в 945 году новгородских земель. Это уже потом, через столетие, в них появились приходские церкви, рядом с которыми были расположены и кладбища. Вот к ним окончательно и прикрепилось это древнее слово.

С расширением границ древней Руси на наш язык и культуру оказали влияние финно-угорские и балтские народности (водь, ижора, весь, чудь, голядь). В быту и в одежде мы можем найти их влияние: сарафан, кокошник и вышивка. От финно-угров в нашем языке прижились названия рыб – окунь, щука, лосось и др., так как ильменские словене поначалу почти не ели рыбу и вообще не делили ее по породам. О совместном мирном проживании финно-угров и словен свидетельствует известное выражение города и веси. Поселения славян назывались городами, а поселения финно-угров, в частности племени весь – весями. Многие из этих поселений стали городами – Весьегонск, Череповец (раньше произносили Череповесь). От этого племени мы имеем еще одно слово – весна. Так вепсские рыбаки называли прорубь, которую они прорубали в водоемах в конце февраля или начале марта, откуда черпали полузадохнувшуюся рыбу.
Балтское племя голядь, проживавшее в IX-XII веках на нынешних территориях Московской, Смоленской и Калужской областей дало нашему языку несколько значимых слов и выражений. Жили они неприкаянно, бедно и голодно, часто занимались грабежами (один из их вождей Могута – прототип Соловья-разбойника). От них мы имеем выражения голытьба и голь перекатная, а также слова голый и голод.

С принятием христианства и появлением письменности стали появляться греческие, латинские а также слова из южнославянских языков – сербского и болгарского. Интересна этимология слова грех. Первых священников на Руси называли греками и потому, все что они запрещали по канонам церкви и назвали грехом – то, что запрещал грек. В средние века русский язык впитал слова из тюркского языка, самыми известными из которых стали деньги – от теньга и табор – стан, ну и известный всем халат. В эпоху Петра присутствовало заимствования слов из немецкого языка, а веком позже – из французского.
Но, самыми главными и важными, и по сей день являются те слова, которые живут в нашем языке уже не одно тысячелетие – славянские. К тому же и самоназвание славян – словене, имело под собой значение – говорящий, понятный, умеющий молвить слово.

Просмотров: 454 | Добавил: dforit | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация