Главная » 2014 » Апрель » 16 » Презентация на тему: "Культура Руси X - начала XIII в.
20:57
 

Презентация на тему: "Культура Руси X - начала XIII в.

  • Слайд 1
    Культура Руси X - начала XIII в. Выполнила работу Ученица 10 класса А Средней школы 54 Градовая Любовь Культура Руси X - начала XIII в. Выполнила работу Ученица 10 класса А Средней школы 54 Градовая Любовь
    Слайд 2
    Как зарождалась культура Руси. Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие связано с теми же историческими факто Как зарождалась культура Руси. Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения. Таким образом, культура-это исторически развивающаяся, многослойная, многоликая, многоголосая система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.
    Слайд 3
    Карта. Киевская Русь в 10 - 12 веках. Карта. Киевская Русь в 10 - 12 веках.
    Слайд 4
    Факторы, повлиявшие на формирование единой русской культуры: Опыт восточного славянства Иноплеменное международное влияние Влияние Византии - одной из Факторы, повлиявшие на формирование единой русской культуры: Опыт восточного славянства Иноплеменное международное влияние Влияние Византии - одной из наиболее культурных государств мира Влияние различных культурных направлений, стилей, традиций и их значительная духовная переработка постоянным преломлением в абсолютно духовном стиле Языческая религия, языческое мировоззрение Христианство
    Слайд 5
    Феномен русской культуры Открытость и синтетичность древнерусской культуры Опора культуры на народные истоки и восприятие Переплетение христианских и Феномен русской культуры Открытость и синтетичность древнерусской культуры Опора культуры на народные истоки и восприятие Переплетение христианских и народно-языческих влияний Русская Культура Характерные черты Стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании Народность, цельность, простота в искусстве Изящество, глубокое гуманистическое начало в архитектуре Мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи Постоянное биение пульса, исканий, сомнений, страсти в литературе
    Слайд 6
    Письменность, грамотность, школы. Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение Письменность, грамотность, школы. Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. Об этом говорит «Житие» славянского просветителя Кирилла. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е гг. IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян до их христианизации. Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X в., также были написаны на греческом и русском языках. К этому времени относится существование толмачей переводчиков и писцов, которые записывали речи послов на пергамент. Азбука, вырезанная на дощечке, и писало – инструмент для письма на дереве и бересте, найденные археологами в Новгороде.
    Слайд 7
    Книгоиздание в древней Руси Книгоиздание в древней Руси Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь Книгоиздание в древней Руси Книгоиздание в древней Руси Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводились, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания святых. Переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеско-боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащая легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», которое представляло собой перевод византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.
    Слайд 8
    Образование Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира С Образование Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в XIXII вв., особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девушек. Грамотность Благодаря алфавиту уровень грамотности в Древней Руси XI–XII вв. был очень высок. И не только среди высших слоёв общества, но и среди простых горожан. Об этом свидетельствует то, что в 1951 г. во время археологических раскопок в Новгороде извлекли из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней буквами. С тех пор найдены сотни берестяных грамот, говорящих о том, что в Новгороде, Пскове, Витебске, Смоленске, других городах Руси люди любили и умели писать друг другу. Среди писем деловые, в том числе юридические, документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Осталось и еще одно любопытное свидетельство развития грамотности на Руси так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Так, Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве: «Ох, тяжко мне» и подписался своим христианским именем Василий.
    Слайд 9
    Летописи. Летописи это средоточие истории Древней Руси, ее идеология, понимание ее места в мировой истории; они являются одним из важнейших памятников Летописи. Летописи это средоточие истории Древней Руси, ее идеология, понимание ее места в мировой истории; они являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летопись была делом государственным, княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие тому или иному княжескому дому. Летописание, по мнению ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди – священники, монахи.
    Слайд 10
    Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующу Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы. Составитель очередного летописного свода выступал не только как автор заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор предшествующих записей. Вот это-то его умение направить идею летописи в нужную сторону высоко ценилось киевскими князьями. Свод, который вошел в историю под названием «Повесть временных лет», создавался в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка Изяславича. Большинство историков считают автором этого свода монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Используя предшествующие своды, документальные материалы, в том числе, например, договоры Руси с Византией, летописец развертывает широкую панораму исторических событий, которые охватывают как внутреннюю историю Руси становление общерусской государственности с центром в Киеве, так и международные отношения Руси с окружающим миром. В 11161118 гг. летопись снова была переписана. И в дальнейшем «Повесть временных лет» входила непременной составной частью как в киевские летописи, так и в летописи отдельных русских княжеств, являясь одной из связующих нитей для всей русской культуры.
    Слайд 11
    Литература. На основе богатых традиций устного народного творчества возникла Древнерусская литература. Она развивалась вместе с развитием летописания, Литература. На основе богатых традиций устного народного творчества возникла Древнерусская литература. Она развивалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, свои размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом.
    Слайд 12
    Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в этот период, но продолжавшими свою литературную жизнь еще много столетий, являются: «Слово Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в этот период, но продолжавшими свою литературную жизнь еще много столетий, являются: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление» Даниила Заточника, «Киево-Печерский патерик», «житие Феодосия Печёрского», «житие Бориса и Глеба» и, конечно, летописи, среди которых видное место занимает «Повесть временных лет» Нестора (начало XII в.). Для большинства из них характерен широкий, общерусский взгляд на события и явления, гордость созданным государством, сознание необходимости постоянной совместной борьбы против кочевнических орд, стремление прекратить разорительные для народа войны русских князей между собой. В эпоху сложения и первоначального развития феодальной формации прогрессивным было то, что очищало путь новому, укрепляло его, помогало ему развиваться. И русская литература успешно содействовала новому феодальному государству, направляя его преимущественно на решение задач общенародного значения. Русские писатели XI–XIII вв. заставляли своих читателей и слушателей думать о судьбах русской земли, знать положительных и отрицательных героев родной истории, чувствовать и укреплять единство всей древней русской народности. Почетное место в этой литературе занимают исторические труды. Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и светские мотивы постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы, сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древнюю богословскую литературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли также составляло неотъемлемую часть общей русской культуры.
    Слайд 13
    оз. Чудское Новгород оз. Ильмень Днепр Чернигов Киев Киевская Русь оз. Чудское Новгород оз. Ильмень Днепр Чернигов Киев Киевская Русь
  • Просмотров: 1300 | Добавил: dforit | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0

    Мини-чат

    Для добавления необходима авторизация