Главная » 2014 » Апрель » 10 » Статья с обоснованием макетного образца электро�
08:53
 

Статья с обоснованием макетного образца электро�

Буквально вчера приобрел номер журнала "Веснік адукацыі" со своей статьей и получил за нее гонорар (небывалая редкость!). Спешу представить вам. Статья сама по себе, думаю, не должна привлечь большого внимания, но знаменателен сам факт разработки и, главное, внедрения в процесс обучения подобных мультимедийных продуктов. Но все же посмотрите, может будет интересно.

Продолжение:

Кстати говоря, макет макетом, но и в реальности сейчас идет создание электронных карт для школ. Я, например, делаю такую карту по территориальным изменениям ВКЛ.

Далее следует сама статья. Кое-что из нее удалили (я оставил и пометил), кое-что отредактировали (не все я поменял).

Научно-педагогическое обоснование макетного образца электронного атласа по курсу истории Беларуси для общеобразовательных учреждений // Веснік адукацыі. - № 10. - 2010. - С. 17-26. - 1 а.л.

(С. 17) Научно-педагогическое обоснование макетного образца электронного атласа по курсу истории Беларуси для общеобразовательных учреждений

Электронный атлас представляет собой учебное наглядное пособие, которое благодаря использованию мультимедийных средств и переводу на электронный носитель информации должно придти на смену традиционному атласу на бумажной основе. Но помимо своей основной функции (замена атласа на бумажной основе) электронный атлас может способствовать общему повышению качества образования, в частности, по курсу истории Беларуси (с уровнями обучения, контроля и проверки полученных знаний).

(Электронный атлас, основу которого составляет набор учебных карт, представленных в электронном виде, предназначен, таким образом, для использования в учебном процессе в качестве естественного помощника учителя, позволяющего ему, экономя время и с большей эффективностью, построить свой рассказ, обеспечить объяснение и усвоение материала на более надежной основе - убрано).

Функциональное назначение атласа

Функциональное назначение электронного атласа выходит за рамки атласа (то есть сборника карт), созданного на бумажной основе. В нем сочетается картографическая составляющая с множеством других компонентов. Это собственно исторические карты, подробные комментарии к ним, вопросы для самопроверки, иллюстративный материал (видео-, фотоизображения, аудиозаписи). Вместе они должны помочь ученику разобраться в событиях, привязать их к карте, составить как можно более полное представление об определенном историческом периоде.

Можно наметить ряд направлений возможного использования электронных атласов.

Важнейшей проблемой является определение демонстрационных возможностей электронного атласа. В школе, в которой еще нет компьютерного класса, но имеется хотя бы один компьютер, способный воспроизвести цветное изображение, необходимо прибавить проектор для экспонирования электронной карты на экран. Таким образом, на экране будет появляться изображение карты, и учитель сможет проводить урок, такой же, как и при наличии обычной стенной карты. Более того, учитель имеет возможность переместить карту на экране монитора так, чтобы в увеличенном масштабе на стенном экране отобразилась какая-то отдельная страна или район. То же самое касается иллюстративного материала. Любую иллюстрацию из подборки (свыше 100 иллюстраций к каждому атласу) можно при необходимости спроецировать на экран. Это портреты исторических деятелей, архивные документы, музейные экспонаты, произведения искусства, памятники архитектуры, геральдика - все то, что необходимо ученику для создания представления об изучаемой эпохе, но не всегда имеется в наличии на бумажном носителе.

Если в школе есть компьютерный класс, то учитель может работать за своим компьютером, на уроке подавать материал, используя определенную электронную карту из электронного атласа, а ученики рассматривать эту карту на персональных компьютерах. Такая форма преподавания предполагает в перспективе использование хорошо отработанных аудиозаписей лекций учителя. По своему усмотрению учитель может включать звук и видеоряд на уроке, а ученик может пересмотреть и ответить на вопрос дома, обладая персональным компьютером и собственным экземпляром электронного атласа. Наличие у многих школьников собственных ПК дает возможность учителю задавать творческие домашние задания с использованием электронных атласов. Они могут быть чрезвычайно разнообразными и интересными, развивать у школьников не только пространственное мышление, но и оказывать содей(С. 18)ствие в приобретении навыков в написании на основе атласов очерков, сравнительных описаний и т.п.

Перспективно использование электронного атласа учителем при подготовке к уроку. Учителю будет необходимо лишь немного времени для того, чтобы освежить в памяти содержание темы, рассматриваемой на уроке, уточнить (или обновить) план изложения нового материала, определить события, на которые следует обратить внимание учеников.

Весомым вкладом в усовершенствование учебного процесса является включение в электронные атласы электронного тестирования. Варианты его использования разные - это и самостоятельная работа учеников с вопросами для самопроверки знаний, и опросы класса путем проведения учителем экспресс-тестирования в электронном виде с управлением этого процесса из компьютера-сервера, а также ведения электронного журнала оценивания знаний. Для учителей, самостоятельно разрабатывающих уроки и варианты тематических опросов, электронные тесты предоставляют возможность внести в этот «модуль» свои варианты вопросов и ответов, критерий оценивания.

Учитывая умение современного студенчества обращаться с компьютерной техникой, электронные атласы могут стать важным средством обретения знаний и в высшей школе. Наверное, было бы полезным проведение лабораторных занятий по работе с электронными историческими картами, а также поиск соответствующей информации на сайтах Internet. Первое поколение учебных электронных атласов требует всесторонней апробации и экспертных исследований их содержания и удобства пользования ими. Результаты такой экспертизы должны учитываться предприятиями-изготовителями электронных атласов.

В идеале использование электронных исторических атласов должно было бы приближаться к функциям многозначных геоинформационных систем, где уровни определяются не только территориальной иерархией, но и системой вопросов-ответов, осуществляющихся в интерактивном или автоматическом режиме. Такие аспекты использования электронных атласов любого предназначения в средней и высшей школе являются исходным этапом разработки концепции информатизации образования, определяющим целесообразность создания и использования электронных атласов.

Обоснование актуальности и необходимости разработки

Процесс обучения истории в школе непрерывно сопровождается использованием такого наглядного учебного пособия, как карта. При этом карта, представляемая в виде отдельного пособия (настенная, в сборнике карт - атласе) или будучи включенной в состав учебника, служит не только в качестве вспомогательного средства обучения (сопровождение рассказа учителя, иллюстрация каких-либо событий и явлений), но и как самостоятельное средство обучения и воспитания (в последнем случае - для выполнения роли привития любви к своей земле, стране, развития патриотических чувств).

(В отличие от преподавания некоторых других школьных дисциплин (химия, физика и т.д.), в процессе изучения истории практически невозможно окунуться в исторические реалии прошлого, оказаться в месте и во время происходивших событий, увидеть политических, религиозных и др. исторических деятелей. Трудно даже представить, изобразить, рассказать в понятной и наглядной форме учащимся о прошлом, дать им понимание о тех событиях и явлениях, которые и сам с трудом представляешь и понимаешь. В этой связи определенным подспорьем может служить учебное наглядное пособие - карта. Она позволяет в некоторой степени компенсировать такой существенный недостаток обучения, как отсутствие реального соприкосновения с историей - убрано).

Стремление перевести карты в электронный вид возникло не столько в связи с недостатком средств, сколько с распространением новых информационных технологий, находящих все более широкое применение в школе. При этом необходимо предостеречь от излишнего увлечения данным процессом. Дело в том, что карты, представленные в электронном виде (например, попросту отсканированные), требуют затем отдельной подготовки как учителя, так и школьного помещения для их показа. Сэкономив на покупке карт на бумажном носителе, школе необходимо будет приобретать дорогостоящее оборудование или предоставлять компьютерные классы для уроков истории. Кроме того, показ такой карты необходимо повлечет за собой излишнее внимание именно к этому вспомогательному пособию. Карта станет не помощником учителя, естественно иллюстрирующим его рассказ, объяснение материала и т.д., а самодовлеющим, концентрирующим только на себе внимание пособием. В итоге характер использования карты в процессе обучения может измениться, приоритетным станет не сам исторический материал как таковой, а показ и объяснение того, что изображено на карте, ради показа которой и будет организовано заня(С. 19)тие. Этот вид электронной карты (правильнее называть ее картой, представленной в электронном виде), о котором шла речь, имеет мало общего с настоящей электронной картой (атласом), представляющей собой отдельное, самостоятельное, законченное учебное пособие.

Электронная карта - это целая база данных. За внешне простой оболочкой в электронной карте могут скрываться несколько слоев информации: анимированные или видео-вставки, таблицы и т.д. В таких картах перед глазами школьников территории государств постепенно изменяются, войска двигаются, появляются города, прокладываются железные дороги и т.д. К созданию таких карт только-только начинают приступать - это очень сложный процесс, в который должны быть вовлечены специалисты совершенно разных отраслей. Программист, дизайнер, художник, преподаватель, методист и, конечно же, историк должны составить творческую группу, которая и займется выработкой нового типа учебного пособия. Итоговым продуктом явится электронная карта (или же атлас), неотъемлемыми составляющими которого будут не только собственно сами карты, но и комментарии к ним, различная полезная информация, изображения документов, картин, политических деятелей и др. иллюстрации, видеовставки или полностью анимированная оболочка, задания для самопроверки, вопросы, тесты и т.д. Таким образом, электронная карта или атлас могут превратиться в самостоятельное учебное пособие нового поколения.

Использование электронной карты или атласа будет способствовать усовершенствованию всего учебного процесса. Учащиеся смогут более быстро и качественно подготовиться к занятию, освоить новую тему, закрепить предыдущую, попутно приобретя навыки в работе с компьютером; учителя - в более короткие сроки освоить содержание урока и выбрать эффективный метод его изложения. В целом учебный процесс приобретет более творческий характер, при этом не потеряв серьезного характера овладения знаниями. Напротив, уровень знаний может быть значительно углублен.

В итоге электронная карта или атлас смогут приобрести функции электронного учебника, в котором будут сочетаться компоненты непосредственно обучения, самопроверки и контроля знаний.

Предлагаем вниманию читателей наше видение состава, структуры и основных содержательных компонентов макетного образца электронного атласа по одной из тем курса истории Беларуси.

«Белорусские земли в IX- середине XVI в.» (VI-VII классы)

За данный отрезок времени белорусские земли пережили два периода своей истории - древнерусский (в составе Древней (Киевской) Руси и во время существования раздробленных русских княжеств) и Великого княжества Литовского. В связи с такой спецификой, при создании электронного атласа необходимо будет использовать три основных компонента, представляющих собой три разномасштабные карты, на фоне которых будут раскрываться и иным образом использоваться второстепенные компоненты (более подробные карты, например, походов; схемы, иллюстрирующие ход сражений; портреты правителей, политических и др. деятелей; таблицы со статистическими данными, административным устройством, родословия и т.д.; видеовставки с видами замков, храмов, панорам местностей; звуковой ряд).

Неизменные элементы, которые должны быть сразу отражены на карте и составлять ее основу:

название карты или рассматриваемого периода;

служебные элементы: панель навигации (увеличение-уменьшение, курсоры перемещения), справочная панель (справка по элементам электронного атласа), кнопки: выхода, свертывания, печати, меню и т.д.;

интерактивные элементы, запускающие ход времени в самом атласе, развертывание конкретных событий, выдвижение исторической справки о событии, политическом деятеле и т.д.;

моря, реки, озера, острова, подписи морей, рек, озер и островов;

фона, отражающие цвета существовавших на начальный период времени государств или ареалы проживания этнических объединений.

Основные компоненты

1. На первом основном компоненте атласа - карте «Древняя Русь» (варианты: «Древнерусское государство», «Киевская (С. 20) Русь») - отражены территория от Онежского и Ладожского озер на севере до Черного моря на юге, от реки Вислы на западе до устья реки Оки на востоке и время с начала IX в. до середины XI в. Приблизительный масштаб, в котором создается карта: в 1 см - 130 км. Однако (масштаб на самой карте указывать не следует, так как - убрано) она будет отражаться на экране компьютера или специальном переносном экране в постоянном изменении размера. На карте вначале должны быть отражены служебные элементы (панели, кнопки и т.д.), гидрография, границы и фона государств, существовавших к началу IX в., ареалы славянских племенных союзов, пределы распространения власти Хазарского каганата, влияния норманнов, города, племенные центры славян, названия государств - соседей славян, племенных союзов славян.

На представленной основе будет разворачиваться сценарий, цель которого раскрыть содержание учебной программы, то есть проиллюстрировать ход возникновения и развития восточнославянского государства, его отношения с соседями, междоусобную борьбу, которая в итоге привела к распаду государства и возникновению самостоятельных русских княжеств, чья история будет рассматриваться с помощью второго основного компонента атласа.

На данной карте будут представлены следующие подвижные элементы:

границы и фона государств, прежде всего - Древней Руси;

ареалы и направления расселения славянских племенных союзов;

направления походов русских князей;

места возникающих городов с их названиями;

границы и фона древнерусских княжеств, выделяющихся из состава Древнерусского государства.

Возможные второстепенные компоненты первой карты:

всплывающая информация при подведении курсора к городам, отражающая дату их возникновения или первого упоминания, основателя, время выделения в качестве княжеского стола, имена местных князей, достопримечательности (храмы, монастыри, другие архитектурные сооружения);

портреты князей, политических, религиозных деятелей; миниатюры из летописей;

тексты (выдержки из летописей, литературных произведений, договоров);

родословные таблицы;

тестовые задания;

звуковой ряд.

2. Карта «Древнерусские княжества на территории Беларуси», отражающая в основном территорию современной Республики Беларусь с захватом центров тех древнерусских княжеств, территории которых частично попадали в пределы современной Беларуси (Киев, Чернигов, Смоленск, возможно Владимир-Волынский и Новгород Великий) и время с XI до середины XIII в. Возникает некоторый перехлест по времени с первой картой, но он неслучаен. Дело в том, что Полоцкое княжество выделилось из состава Древней Руси раньше других, и рассмотрение истории именно этого государственного образования составит основу второго компонента электронного атласа.

Приблизительный масштаб, в котором создается карта: в 1 см - 50 км. (На карте вначале должны быть отражены служебные элементы (панели, кнопки и т.д.), гидрография, границы и фона государств, существовавших к началу XI в., названия племен - соседей Руси, пределы распространения власти Киева, города, столицы государств, названия государств, волоки - убрано).

На представленной основе будет разворачиваться сценарий, цель которого раскрыть содержание учебной программы, то есть проиллюстрировать ход выделения и развития государственных образований на территории Беларуси, отношения Полоцка, Турова, Менска с соседями, борьбу Полоцка, Турова, Менска за свою самостоятельность, процесс дробления Полоцкого княжества, развитие торговли, культуры на землях Беларуси.

На данной карте будут отражены следующие подвижные элементы:

границы и фона княжеств и других государств, прежде всего - Полоцкого княжества и его уделов;

направления походов полоцких князей; коалиций князей против Полоцкого, Менского и Туровского княжеств; русских князей на балтские племена;

(С. 21) направления походов монгольских войск мимо территории Беларуси; направления орденской экспансии на земли балтов и восточных славян;

места возникающих городов с их названиями;

границы и фона территорий, присоединяемых к Полоцкому княжеству;

торговые пути.

Возможные второстепенные компоненты второй карты аналогичны первой.

3. На карте «Великое княжество Литовское» представлена территория от верховья Волги на севере до Черного моря на юге, от реки Вислы на западе до устья реки Москвы и реки Дон на востоке и время с середины XIII до середины XVI в. (точнее, 1569 г.). Данный компонент призван показать развитие белорусских земель в составе Великого княжества Литовского от момента образования Литовского государства (середина XIII в.) до его объединения (унии) с Королевством Польским (1569 г.). Основу второго компонента электронного атласа составит карта, отражающая такую территорию, которая вместит ВКЛ в период наибольшего расширения его пределов (около 1430 г.). Приблизительный масштаб, в котором создается карта: в 1 см - 75-100 км. (На карте вначале должны быть отражены служебные элементы (панели, кнопки и т.д.), гидрография, границы и фона государств, существовавших к середине XIII в., названия исторических регионов (Волынь, Подолье, Киевщина, Полесье, Подляшье, Русь, Литва, Жемайтия и т.д.), пределы распространения власти Миндовга (около 1250 г.), города, столицы государств, названия государств - убрано).

На представленной основе будет разворачиваться сценарий, цель которого раскрыть содержание учебной программы, то есть проиллюстрировать ход возникновения и развития Великого княжества Литовского и, прежде всего - белорусских земель в составе ВКЛ, отношения ВКЛ с соседями, внутреннюю борьбу за власть, процесс собирания русских земель и конкурентную борьбу с другими центрами объединения (Краков, Москва), борьбу с Золотой ордой и Крымским ханством, войны с Королевством Польским, Тевтонским орденом и Великим княжеством Московским.

На этой карте атласа будут отражены следующие подвижные элементы:

границы и фона государств, прежде всего - Великого княжества Литовского, великого княжества Московского и Королевства Польского;

границы и фона территорий, присоединяемых к ВКЛ, Великому княжеству Московскому и Королевству Польскому;

направления походов литовских князей, их воевод; московских, рязанских, тверских князей;

места возникающих городов с их названиями;

места сражений с датами и названиями.

Возможные второстепенные компоненты третьей карты такие же, как у двух первых, а также:

всплывающая информация при подведении курсора к городам, отражающая дату их возникновения или первого упоминания, основателя, время выделения в качестве княжеского стола, имена местных князей, достопримечательности (храмы, монастыри, другие архитектурные сооружения);

дополнительные подробные карты военных действий (великая война, походы Ольгерда), схемы сражений (на Синей Воде, на Ворскле, на Куликовом поле, при Ведроши, под Оршей, при Грюнвальде).

Посредством шкалы (линейки) времени организуется навигация между основными компонентами атласа. Также у внутри каждого отдельного основного компонента атласа действие запускается посредством управления шкалой времени. По мере необходимости время «останавливается» для того, чтобы мог быть рассмотрен какой-либо второстепенный компонент электронного атласа, в котором тоже могут (С. 22) быть организованы интерактивные элементы и элементы анимации (например, на схемах сражений).

В электронном атласе следует построить систему ссылок и отдельных меню. Отдельно должны быть представлены списки городов, политических, религиозных и др. деятелей, годов, каждый элемент в которых должен служить интерактивной ссылкой, которая переносила бы пользователя либо к текстовой, табличной и др. информации, представленной в виде небольших статей с соответствующими заголовками, либо на карту, где находился город, происходило событие с тем или иным деятелем, отражалась ситуация на выбранный год.

Структура электронного атласа

Структура электронного атласа (исходит из его трех основных компонентов и - убрано) построена по следующей схеме:

Заставка, отражающая название, авторов-составителей и предназначение атласа;

Экран регистрации, в котором происходит регистрация нового пользователя, сохраняются сеансы работы и хранятся для данного пользователя результаты прохождения им тестовых заданий, закладки на интересующих фрагментах атласа;

Главное меню (Рис. 1), по выбору отсылающее пользователей к непосредственному содержанию атласа (или одному из его трех основных компонентов, реализованных в виде подзаголовков), к тестовым заданиям (по закрытой или открытой системе), к справке-обучению (в которой может быть реализовано руководство пользователя - убрано), к указателям (географический, именной, по годам - убрано).

Информационный экран (основное содержание атласа) может быть сразу разбит на три подзаголовка:

карта «Древняя Русь»;

карта «Древнерусские княжества на территории Беларуси»;

карта «Великое княжество Литовское».

Каждая карта делится на три среза - политический, экономический, культурно-религиозный. По умолчанию разворачивается карта, иллюстрирующая политические события (рост территорий государств, военные действия и т.д.), но при необходимости можно перейти по закладкам к картам, отражающим хозяйственную деятельность, объединенные религию и культуру. При этом следует заметить, что карта с политическим развитием будет иметь развернутую временную шкалу, анимированные элементы, показывающие рост территории, появление городов, походы и т.д., карты же с экономикой, культурой и религией будут приурочены к одному году (для Древней Руси - 1054 г., для княжеств на территории Беларуси - условно 1250 г., для ВКЛ - 1569 г.), то есть к самому окончанию того периода, для которого в целом будет даваться итог развития экономики, культуры и религии. Они статичны: изменений каких-либо границ, течения событий на них не происходит.

Рисунок 1 - Главное меню атласа

(С. 23) В географическом указателе перечислены названия населенных пунктов. При нажатии на них выдается информация энциклопедического характера с иллюстративным материалом или пользователь переносится на карту, выбрав при этом по временной шкале необходимую дату. В именном указателе перечислены разного рода исторические личности. При из списка конкретного деятеля появляется информация справочного характера с портретами, генеалогическими таблицами, биографиями, выдержками из сочинений и т.д. или предлагается посмотреть на карте ситуацию, относящуюся к времени их жизни и деятельности, просмотреть события, с ними связанные (походы, территориальные присоединения и др.). У указателе по годам при нажатии на один из них можно непосредственно оказаться на карте, отражающей ситуацию данного времени, а также просмотреть список событий, тогда произошедших.

(Тесты, задания, которые позволяют организовать изучение какой-либо темы, устроить самопроверку знаний или учителю подготовить контрольную работу. Справка, обучение, в которых подробно рассказывается об элементах электронного атласа, организуется обучение пользования им - убрано).

Все элементы атласа связаны между собой. Также и во всех всплывающих окошках, например, при подведении курсора к пунсону, обозначающему место города, должны быть реализованы ссылки на указатели (именной, географический, по годам). Пройти тестовое задание можно непосредственно с основной карты, не обращаясь к меню. Справка также должна вызываться из дополнительного меню, постоянно присутствующего на карте.

Просмотрев заставку и оказавшись в экране регистрации, пользователь регистрируется (вводит имя и заводит пароль) или выбирает свое имя из списка, если он обращается к атласу не в первый раз. Возможен также переход на следующий экран без предварительной регистрации. В данном случае для пользователя не будут доступны тестовые задания и некоторые сервисы (например, нельзя будет создавать закладки). Обращаясь, например, на следующем уроке к атласу зарегистрировавшийся пользователь начнет прохождение темы с того момента, на котором он остановился в прошлый раз.

После выбора имени и введения пароля программа переносит пользователя в экран главного меню (рисунок 1). Здесь возможны различные действия. При желании можно сразу обратиться к информационному экрану, в котором реализовано основное содержание атласа. Однако, если пользователь впервые знакомится с атласом, предпочтительнее, чтобы он прошел курс обучения работе с данной программой, выбрав на экране меню кнопку «Справка, обучение». После объяснения и показа основных элементов атласа и правил работы с ним, пользователь вновь оказывается на экране главного меню.

Непосредственная работа с электронным атласом начинается с выбора пункта меню «Атлас» или, что приведет к тому же результату, - пункта меню «Древняя Русь». После этого открывается информационный экран с первой основной компонентой атласа - картой «Древняя Русь».

На карте в верхнем поле или другом хорошо заметном месте реализована кнопка запуск (воспроизведение), при нажатии на которую начинается работа с атласом. Повторное нажатие на кнопку запуска (пауза) приостанавливает работу с атласом. Следующее верхнее поле карты отражает ее название, после которого указывается текущий год на карте, а затем - специальное меню с выбором изучаемого среза (политика, экономика, религия-культура). По умолчанию работа с атласом начинается со среза политика. Это тем более необходимо, что в срезах экономика и религия-культура реализован только один (последний) год рассматриваемого периода. Также общепринято изучать сначала политическую историю, а затем переходить к темам по истории экономики, религии и культуры. Кнопка запуск для карт срезов экономика и религия-культура не имеет значения, так как данные карты статичны. Изменений каких-либо границ, течение событий на них не происходит.

В ходе демонстрации атласа на карте происходят события, иллюстрирующие возникновение двух центров объединения восточных славян, прибытие князя Рюрика с дружиной, поход князя Олега к Киеву, образование и расширение Древнерусского государства и т.д. В верхнем меню около названия карты высвечиваются даты происходящих событий, а на самой карте возникают флажки, при нажатии на которые можно ознакомиться с второстепенными компонентами атласа - выдержками из летописей, портретами политических деятелей, более подробными фрагментами карты и т.д. Если на флажки не нажимать, через некоторое время они пропадут.

В любой момент можно остановить работу с атласом и обратиться, например, к тестам, которые предоставят задания для закрепления темы до той даты, на которой остановилась работа с атласом. Также можно сделать закладку на текущей дате или событии, выйти в (С. 24) главное меню, перейти сразу к другой основной компонента атласа, устроить поиск и т.д.

Следует заметить, что с правой стороны атласа реализована временная шкала, развернуто показывающая изучаемый период и фиксирующая (без развернутой временной шкалы) два других периода. При нажатии на один из этих периодов (Древнерусские княжества на территории Беларуси и Великое княжество Литовское) разворачивается временная шкала выбранного периода и свертывается предыдущего.

После прохождения темы политической истории Древней Руси осуществится переход к другим срезам истории периода (экономика, религия-культура), а затем вступит в силу переход к следующей основной компоненте атласа - «Древнерусские княжества на территории Беларуси». Изучение второй карты проходит по тому же сценарию, а затем происходит переход к тр6етьей основной компоненте атласа - карте «Великое княжество Литовское». На данной карте дополнительно создаются карты с подробным освещением войн ВКЛ (с Орденом, Ордой, Москвой), схемы битв (на Синей Воде, на Ворскле, у Клецка, при Ведроши, при Орше и т.д.).

При остановке работы с атласом можно выбрать не только флажки, отражающими происходящие события, но также и некоторые другие элементы карты: области государств, княжеств, населенные пункты, стрелки походов, возможно, реки, моря, озера и т.д. При этом в отдельном окошке или на свободной от карте области (например, на левом поле) появляется текстовая и иллюстративная информация о данном государстве, княжестве, населенном пункте, походе и т.д.

Для пользователей атласа реализован следующий набор функций:

- просмотр, отражающий реальную работу с картами атласа;

- тестирование, ведущее к закреплению темы, контролю знаний;

- поиск, создающий возможность выяснения конкретного вопроса или перехода к отдельной теме;

- предоставление информации о событиях, политических деятелях, государственных образованиях и др. Получение нужной информации возможно через указатели, функцию поиска или непосредственно от активных элементов карты;

- обучение работы с атласом, показ и рассказ об основных компонентах атласа, режимах работы с атласом, его возможностях;

- справка о компонентах атласа, предоставляет сведения о компонентах атласа путем подведения к ним курсора после нажатия на кнопку справки.

(Пользователь атласа может следующим образом осуществлять работу с электронным атласом. После регистрации перейти к первой карте, начать просмотр событий политического среза, заметить появившийся флажок, обращающий внимание, например, на объединение Новгорода и Киева, обратиться к описанию данного события в летописи, перейти по ссылке к справке о князе Олеге, рассмотреть генеалогическую таблицу, портрет правителя, вернуться на карту и изучить по справкам те территории и славянские племенные союзы, что были присоединены к Руси при Олеге. Работа с картой атласа при этом была приостановлена, но после рассмотрения довольно большого объема информации, можно снова запустить карту и отправиться по временной шкале дальше. Походы Святослава против Хазарского каганата, в Болгарию можно увидеть на отдельных всплывающих картах, также можно получить информацию о возникающих городах. После изучения нескольких отрезков времени пользователь может обратиться к тестовым заданиям, решить их и перейти снова к карте. При желании можно пропустить какие-то периоды времени и продолжить обучение либо уже с нового раздела, либо с определенного момента, выбрав его на временной шкале и снова нажав на запуск (воспроизведение). На том моменте, где пользователь остановился, можно оставить закладку, чтоб в следующий раз изучить пропущенную тему. При завершении работы с атласом ставить закладку нет необходимости, так как в следующий сеанс просмотр карты может быть начат с того момента, на котором данный пользователь вышел из программы - убрано).

В случае необходимости пользователь может выделять и копировать текстовую информацию, сохранять карту, отражающую необходимый пользователю момент времени. В итоге можно создавать развернутые, информативные рефераты по заданной теме, ответы на вопросы к экзаменам, презентации и т.д.

Информация, предоставляемая атласом, может быть гораздо объемнее той, что дается в учебнике, но, тем не менее, постоянное обращение к ней не требуется, а может быть осуществлено самостоятельно пользователем в случае его личной заинтересованности, подготовки какого-либо сообщения, реферата и т.д. Таким образом, использование электронного атласа не подразумевает излишнюю чрезмерную нагрузку учащегося, а предоставляет гораздо более широкие возможности для его обучения.

Режимы работы пользователей

1. Обучение работы с атласом. В данном режиме необходимо организовать обучение пользователя работе с электронным атласом, объяснить возможности навигации, показать все активные элементы карты;

2. Работа с атласом. Непосредственная работа с картами атласа может быть построена по линейной или разветвленной схеме. В первом случае пользователь постепенно проходит (по временной шкале, через последовательное чередование срезов карты (политика, экономика, религия-культура) и от одного периода к другому). В случае с разветвленной схемой работы с атласом по усмотрению пользователя или учителя обращается внимание на отдельные темы, события, рассматриваются отдельные срезы при игнорировании других (например, только политическая история). При необходимости может быть организовано изучение деятельности отдельного правителя, истории одного государственного образования (например, только Полоцкого княжества), только военной истории и т.д.

3. Тестирование. Данный режим работы с атласом предполагает ряд заданий по пройденной теме в качестве итога работы с разделами или атласом в целом;

4. Сочетание работы с атласом и тестирования. Организуется в ходе работы с картой для закрепления части рассмотренной темы;

5. Контрольная работа. Представляет собой подготовленную выборку тестовых заданий для контроля изученных тем или всех периодов в целом.

(С. 25)

Рисунок 2 - Интерфейс электронного атласа

(С. 26) Интерфейс электронного атласа

Интерфейс электронного атласа должен быть простым, удобным, недвусмысленным, легко читаемым и понятным для пользователя.

Рассмотрим интерфейс электронного атласа на примере карты «Древняя Русь». Основные элементы атласа пронумерованы (Рис. 2). Работа с картой атласа начинается после нажатия на кнопку запуск (воспроизведение) (№ 1 на Рис. 2). За кнопкой запуска расположены чуть меньшие по размеру кнопки перемотки назад, паузы и перемотки вперед. Кнопка паузы по сути дублирует кнопку запуска и может быть убрана. При повторном нажатии на кнопку запуска действие на карте останавливается, то есть данная кнопка выполняет и функцию паузы. Перемотка назад и вперед перемещают действие на карте по временной шкале назад или вперед.

Под номером 2 на Рис. 2 обозначено общее название карты или раздела с общей датировкой (всего их три). Номер 3 указывает дату происходящего на карте события. Эта дата бывает более точной, чем деления на временной шкале (о ней дальше), в которых обозначены лишь немногие временные отрезки.

Номер 4 указывает на меню с фиксированными срезами, которые могут быть отражены на карте - политика, экономика, религия-культура. При выборе одного из срезов карта изменяет свой вид. При этом следует заметить, что только для среза «политика» актуально временная шкала. Экономика и религия-культура отражают фиксированное время - последний год рассматриваемого периода.

Номер 5 обозначает временную шкалу. На рис. 2 мы видим выделенным 960-й год. Таким образом, на карте иллюстрируется время после 960 г., но до следующей зафиксированной даты - 980 г. При желании можно перейти к следующей карте, для чего следует нажать на кнопки «Древнерусские княжества на территории Беларуси» или «Великое княжество Литовское». При этом шкала времени для периода Древней Руси свернется, а для выбранного периода развернется.

Номер 6 указывает на боковое меню, через функциональные кнопки которого можно перейти в главное меню, создать или выбрать закладку, перейти к прохождению тестов, обратиться к одному из трех указателей и организовать поиск.

Номером 7 обозначено поле для текста, который появляется при выборе активных элементов на карте. Следующие номера от 8 до 11 на Рис. 2 как раз указывают на некоторые активные элементы карты: населенные пункты, названия этнических объединений, территории государств или какие-либо отдельные регионы (присоединения, уделы и т.д.), названия государств. Активными элементами также могут быть водные объекты, стрелки походов, границы и др. При нажатии на активный элемент карты в текстовом поле появляется информация о нем. При этом в самом тексте также находятся активные элементы (имена князей, даты, географические объекты), которые предоставляют информацию и о них.

В указателях представление информации должно быть организовано иначе. Через них дается возможность перейти к карте или просмотреть текстовую или другую иллюстративную информацию (картины, портреты и т.д.).

Кроме того, активные элементы на карте появляются по мере просмотра ее содержания. Постепенно появляются флажки, выбрав которые можно просмотреть текстовую информацию, дополнительные карты и т.д.

Частью интерфейса является также звуковой ряд, который постоянно сопровождает работу с атласом. Про режиме работы с атласом, подразумевающим обучение, может быть записана речь.

В интерфейсе должны быть реализованы стандартные функциональные кнопки - свернуть, закрыть, увеличение, уменьшение, печать. Печать должна поддерживать различные режимы - окно полностью, только карту, карту с информацией и т.д. В главном меню также должна присутствовать кнопка «выход».

Таковы состав, структура и основные содержательные компоненты электронного атласа «Белорусские земли в IX- середине XVI в.», предназначенного для применения на уроках истории Беларуси в 6-7 классах.

В.Н. Темушев, старший научный сотрудник

отдела истории Беларуси Средних веков и начала Нового времени

Института истории НАН Беларуси

кандидат исторических наук, доцент

Просмотров: 345 | Добавил: dforit | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация