Главная » 2014 » Март » 31 » Практическая работа по истории на тему: «Сравнит�
21:21
 

Практическая работа по истории на тему: «Сравнит�

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное учреждение лицей станицы Азовская

Научно-практическая работа по истории на тему:

«Сравнительный анализ

языческого пантеона богов

Древней Греции и Древней Руси»



Выполнила: Коляда Купава,

ученица 5 класса, отряд «Радуга»

Научный руководитель: Борисенко Ю.И.,

учитель истории

Азовская 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3

Сравнительный анализ языческого пантеона богов Древней Греции и Древней Руси....……………………………………. ……………….4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………...…………... 13

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………….………………………………... 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Сравни-тельный анализ языческого пантеона богов Древней Греции и Древней Руси».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. – ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ ГРЕЧЕСКИХ И СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, ГЕРОЕВ И МИФИЧЕСКИХ СУЩЕСТВ

ВВЕДЕНИЕ
В школах нашей страны историю начинают изучать в 5 классе. И почему-то не с истории России, родной нам, а с истории зарубежных стран. В итоге получается, что культуру, религию и мифы Древних Египта, Греции, Рима мы узнаем раньше, чем свою собственную. Поэтому нам кажется необходимым параллельно с изучением культуры, например, Древней Греции, изучать и русскую культуру. Это учит находить общие черты в культуре и мифологии разных стран и народов. В этом мы видим актуальность нашей работы.

До принятия христианства многие народы были язычниками. Язычество – это народная вера. В древности люди более чутко относились к природе, они обожествляли окружающий мир, поклонялись стихиям, верили в родство людей с животными, деревьями. Чтобы расположить к себе божество, ему приносили дары, жертвоприношения. В своей работе мы хотим сравнить греческих и славянских богов, увидеть общее и различное между ними. Это является целью нашего исследования.

Для достижения цели нужно решить следующие задачи: описать образы богов древних греков и древних славян, найти общие черты и различия в пантеонах.

Объектом работы является литературные и исторические источники, рассказывающие о славянских и греческих богах.

^ нашей работы – общие и различные черты в мифологиях древних славян и греков.

Структура работы представлена введением, основной частью, заключением и списком использованной литературы.

^

Верховным богом славян считался Род – творец Вселенной, отец и мать всех богов. В нем соединялось мужское и женское начало. Славянская мифология говорит, что Род представлен Мужским началом – Сварог – и Женским – Лада. Все остальные Боги – их дети. Род – повелитель земли и всего живого. Когда рождается человек, его судьба записывается в книгу Рода.

Ближайшим богом в греческой мифологии, вероятно, является ^ . Он олицетворяет Небо, супруг Геи – Земли.

Греки называли своих богов олимпийцами, а местом их пребывания была гора Олимп. Главным олимпийским богом считался Зевс, отец богов и людей. Его культ связан с дождем, грозой и молнией. Он покровитель закона и справедливости.

Также верховным богом киевской Руси был бог-воин Перун. Это бог грома и молнии, покровитель воинов. Грозный и справедливо карающий, он борется со злыми силами. На наш взгляд, это божество наиболее близко Зевсу. Общее между этими богами то, что они повелевали небесными явлениями (громом, молнией. дождем, огнем).

^ – один из верховных богов славян, бог Неба. Это дает нам возможность сравнить его с Ураном. Верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Сварог – отец солнца и огня. Он также покровитель кузнецов. Славяне представляли его в образе молодого плечистого кузнеца, молчаливого и строгого. Он открывал людям небо и солнце, посылал на землю небесный огонь.

Бог огня и кузнечного дела у греков считался Гефест, его считали божественным покровителем ремесел. Но Гефест – бог второстепенный, в отличие от Сварога, который возглавлял пантеон славянских богов. Нам кажется, что это говорит о том, что у славян огонь и кузнечное дело почитались больше, чем у греков.

Один из главных славянских богов – ^ – сын Перуна. Даждьбог считается родоначальником всех русских людей. Русских называют «даждьбожьи внуки». Даждьбог был одновременно и богом, дающим земные блага и плодородие, и богом солнца, почитавшимся наравне с Хорсом и Ярилой. Ближайшим к нему богом из греческого пантеона являются Апполон и Зевс.

Верховными богинями у греков была Гея, у славян – ^ и Мокошь.

Гея – Земля, она дочь Хаоса и жена Неба (Урана). Гея олицетворяла мир и

процветание.

У славян Мокошь – богиня земли, урожая, женской судьбы, матери всего живого на земле, а также богиня женских ремесел. Обе богини символизируют мир и благополучие.

Повелители водных стихий у греков считался Посейдон – бог землетрясений и морских глубин.

В славянском пантеоне мы видим сразу несколько богов, связанных с водной стихией. Это ^ – верховный владыка всех вод. Моря и океаны – это кровь морского царя, реки – его дочери. Он отец русалок и у него нет сыновей.

Водяной – дух рек и озер, болот и омутов. Если он сердится, реки и озера выходят из берегов, а людей и животных он тащит в воду. Чтобы Водяной не гневался, его задабривали подарками.

Поренута – покровитель мореплавателей. У него четыре лица, чтобы следит за четырьмя ветрами, охранять корабли от свирепых штормов. Пятый лик был на груди и смотрел вниз, чтобы уберечь от подводных камней.

У славян мы встречаем множество богов и духов, связанных с водными стихиями. Всевозможные русалки, кикиморы, жена Водяного Водяница, Болотнянник, Болотница и др.

Мы встречаем несколько схожих богинь. У Греков это ^ , Афродита, Деметра. У славян – Лада, Жива, Дидилия. Нам сложно провести прямую параллель от одной богини к другой. Каждая из них представляла собой олицетворение женского начала вообще: любви, материнства, женственности, красоты...

^ олицетворяла женственность и продолжение рода, она жена Зевса, очень ревнива.

Афродита – богиня красоты и любви, она безжалостна к тем, кто отвергает любовь.

Деметра – богиня плодородия, покровительница материнства. Также она символизирует возрождение и освобождение от смерти.

Славянская богиня любви – Лада. Она олицетворяла собой все женское: плодородие, благополучие, изобилие. Она богиня урожая и свадеб, хранительница домашнего очага. Другие богини славянского пантеона мыслились как воплощения Лады, различные ее стороны.

Жива – богиня жизни, воплощающая жизненную силу и противостояние смерти. Она представляла собой весеннее пробуждение, юность и красоту. Здесь можно вспомнить греческую Персефону, которая находилась в царстве Аида всего три зимних месяца, в то время, когда природа засыпала, «умирала». И возвращаясь на землю, она приносила с собой возрождение и пробуждение природы.

Богиней женского плодородия была Дидилия, ее почитали беременные женщины, она покровительствовала благополучным родам.

Греческие богини любви и женского начала обладают как высокими чувствами, так и чувствами ревности и жестокости. Славянские богини несут в себе только высоко духовные качества.

Также есть и мужские божества любви, жизни и красоты. У греков это Аполлон – вечно юный и прекрасный бог солнца, покровитель искусств, меткий лучник, в котором также уживалась жестокость и непримиримость к врагам.

У славян это бог Ярило – молодой красивый человек на белом коне, в белой мантии и венком цветов на голове. Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило также был богом плодотворной любви и богом солнца. Кроме Ярило, богом солнечного диска считался Хорс.

Лель – юный бог любви, сын Лады. Его представляли златовласым крылатым младенцем. Метая из рук искры он возжигал сердца людей жаркой любовью. В греческой мифологии ему соответствует Эрот.

Богиня лесов и охоты у греков – это Артемида, владычица зверей, живущая среди дикой природы и животных. Своими стрелами наказывала она за отсутствие благочестия. Воинственная охотница, она была также богиней смерти.

У славян такую функцию выполняла Зевана – богиня зверей и охоты. Охотники просили у нее счастья в звероловстве, а в благодарность приносили часть своей добычи. Но Зевана, в отличие от Артемиды, не несла в себе смертельного. Такой смысл несла в себе Мара (Морена) – богиня темных сил, холода и погибели.

Рассмотрим богинь-воительниц. Греческая богиня мудрости, справедливости и военной мощи – Афина. Рожденная из головы Зевса, она понималась людьми как дух государственной мудрости и благоразумия.

Изображалась она в мантии со щитом, к которому прикреплена голова Медузы Горгоны. Афина также считалась покровительницей и защитницей городов.

Славянская воительница – Перуница (по-другому – Валькирия) – дочь Перуна, облачная дева – прекрасная, крылатая, воинственная. Сердце ее навсегда отдано воинам. Она поддерживает их в бою, а погибших провожает в Ирий (рай).

Богом войны у греков был ^ . У славян – Руевит. Он изображался семиликим с семью мечами на бедре и с восьмым в руке. Он стоял на возвышенности, угрожая врагам и защищая от всякой напасти. Он всемогущ и неуязвим. Кроме того, покровителем военных действий считался также Радегаст – славянский бог бранной славы и войны, защитник городов, символизировал справедливую борьбу и победу над врагами и темными силами.

В греческой мифологии мы встречаем легендарных, подобным богам героев. Таких, как ^ . Они обладают необыкновенной силой. Они совершают подвиги и выполняют самые страшные поручения.

У славян героями являются былинные богатыри: ^ Это люди, обладающие огромной силой, – защитники Родины и смелые воины. Нам кажется, что нельзя не заметить, что любовь к Родине больше видна в русских былинах, чем в греческих мифах. Это выражено в том, что русские богатыри идут на бой - защищать Родину от нападения. Мифические герои греков совершают подвиги либо под обязательством (Геракл), либо от безысходности (Тесей), об истинных причинах же Троянской войны до сих пор идут споры.

Отдельно стоят греческие ^ – великаны с огромной силой, которые держат небесный свод, чтобы он не упал на землю. В славянской мифологии существует Святогор – великан огромной силы, мать которого – Сыра Земля – не может его выдержать. Где он пройдет – остаются ямы и рытвины. «Нет богатыря под стать Святогору, не с кем ему силушкой померяться», – гласит русская былина.

У греков духами природы считались нимфы, они были дочерьми Зевса. Нимфы могли передать людям дар предвидения, исцелять их или насылать безумие. У славян же существуют Берегини – воздушные девы, которые жили возле дома и оберегали очаг и его обитателей от злых духов. Веселые и привлекательные, они поют песни восхитительными голосами. Ранним летом при луне они кружатся в хороводах на берегах водоемов. Где бегали и резвились Берегини, там трава растет гуще и зеленее, а в поле хлеб родится обильнее.

Как в греческой, так и в славянской мифологии мы встречаем полулюдей-полуживотных. Прежде всего, это полуженщины-полуптицы: греческие Сирены завлекали своим пением моряков, наводя их корабли на острые скалы.

Славянский Алконост – сказочная птица грусти и печали, ее голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от этой птицы нет.

Славянская птица Сирин имеет различные понимания в народе. Прежде всего – это птица – посланница подземного мира и олицетворение темной силы. Кто услышит ее голос, забывает обо всем и умирает в блаженстве.

Существует и другое видение этой птицы. Ее считали птицей радости, удачи и славы. Только счастливый человек может услышать ее пение.

Как у славян, так и у греков, сохранилось предание о полулюдях – полуконях. Греческие Кентавры живут в горах. Они олицетворяли буйный нрав и низкие желания. Славянские же Полканы (буквально - полукони) обладали более высокими качествами. Полкан считался необыкновенно сильным, очень прытким в беге, он был отважен и воинственен, в боях всегда помогал славянам.

В славянской мифологии существует ряд божеств, не имеющих аналогов в греческой мифологии.

Зима – это время года в представлении славян было одушевленным, как и Весна, Осень и Лето. Зима представлялась статной красавицей, одетой в белоснежную душерейку. Слуги Зимы – метели, вьюги, позёмки. Зима старается, чтобы вокруг все было белым-бело. Но она стареет и к марту превращается в зловредную старуху, которую спешат проводить поскорей.

^ (Дед Мороз)– повелитель зимних холодов. Дед с длинной седой бородой, где стукнет он своим посохом, там начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдом. Он замораживает снежные горки и веселит народ снегом, бодрящим морозом и веселыми праздниками.

Снегурочка – внучка и помощница Деда Мороза. Сказки всегда рисуют Снегурочку печальной, белолицей красавицей. Кстати, соответствий славянской Снегурочки нет ни в одной мифологии мира.

Числобог – у славян считался покровителем течения времени. Было у него два лица: одно, подобное солнцу и другое – полумесяцу. Солнце отмеряет течение дня, а луна – ночи. Он считает часы, дни, года, столетия. Числобог является одним из главных богов в мифологии славян.

Греческим богом времени является Хронос. Он не является одним из главных богов, является отцом Зевса, т.е. он старше всех богов. Заметим, что по значимости богов Хронос приближен к Сварогу, отцу бога Перуна.

У славян существуют боги, которые представляют собой олицетворение Светлых и темных сил. Белбог – живет на небесах и управляет ими. Славяне представляли его облике старца с длинной седой бородой, в белых одеждах и с посохом. Он олицетворял светлый день.

Чернобог – злое божество. Бог зимы, темных туч, ужасов ночи. Он насылает хвори и голод. Вечно сражаются Белобог и Чернобог и победить друг друга не могут, потому что день сменяет ночь, а ночь сменяет день. В этом заложена модель развития мира. Таких богов у греков мы не встречаем.

Обратимся к богам и богиням подземного царства. У греков это ^ и его жена Персефона. У славян им соответствуют Вий, Сумерла и Озем.

Аид – брат Зевса, повелитель подземного царства и человеческих душ. Персефона – его жена, похищенная Аидом. Она проводит под землей всего лишь только три зимних месяца. Весной она вновь возрождается на земле в виде пробуждающейся природы.

Вий у славян самый страшный и сильный из нечисти. Насылатель ночных кошмаров и привидений. Живет под землей. У него длинные ресницы, которые он не может сам поднять. Его помощники с помощью вил поднимают ему веки. На кого Вий посмотрит, тот умирает.

^ – правители подземного царства. Они владеют подземными сокровищами: золотом, нефтью, малахитом. Одежда Озема и Сумерлы из чистого золота, их лица бледны. Они не любят людей, которые вторгаются в их покои и берут богатства, поэтому обваливают шахты, взрывают рудники, а порой трясут землю, дабы запугать людей. Только мертвые угодны им. Ну а зимой они засыпают и обнимают друг друга, их соединяет великая и нерушимая любовь.

Дионис почитался в Древней Греции как бог вина, людских страстей и безудержного веселья. Позже Дионис становится богом смерти и бессмертия.

Покровителем пиров у славян считался ^ , бог питья и еды, русский Дионис. Очень схож с ним бог Услад – бог роскоши и пиршеств, веселья и праздников. Кто усердно жертвовал Усладу и Корсу, становились теряли ум. Позже Услада стали почитать как бога приятного сна и сновидений. В греческой мифологии ему соответствовал Гипнос, но он был богом сна, приближенного к смерти, в отличие от славянского Услада.

Проведя сравнение богов Древней Греции и Древней Руси, мы сделали вывод. Боги и богини греков были наделены человеческими качествами. Наравне с высокими чувствами любви, чести и справедливости, мы встречаем подлость, коварство, предательство, что больше свойственно людям, причем не самым лучшим. Напротив, славяне наделяли своих богов самыми высокими и благородными качествами. Они четко делили богов на светлых и темных. И Светлая и чистая богиня Лада была напрочь лишена качеств, присущих, например, греческим Гере и Афродите (ревность, месть, злость, коварство). Плохие качества были присуще богине Маре и др. темным богам.

К сожалению, мы, живя в современном мире христианизации, напрочь забыли о своей древней истории и культуре, древних богов и мифологию. Древние обычаи, которые еще сохранились (колядование, святочные гадания, Масленица) считаются пережитками язычества.

Нет будущего для тех, кто не знает прошлого. И поэтому живем мы как дерево без корней, не помня своих обычаев, обрядов и с пренебрежением относясь к своему прошлому. А ведь славяне намного бережней и трепетней относились к окружающему миру и даром не губили ни дерева, ни травинки, ни животного. Сейчас же заклеймили наших предков кровавыми жертвоприношениями, дикостью и варварством, которые не свойственны были доброй славянской душе.

Изучая греческую и славянскую мифологию мы столкнулись с интересными фактами, которые посчитали нужным включить в наше исследование. Сейчас появляется все больше доказательств того, что славяне существовали задолго до Рождества Христова (археологические раскопки, новейшие исторические исследования), но для краткости хотим привести цитату из работы М.В.Ломоносова: «Что словенский народ был в нынешних российских пределах еще прежде Рождества Христова, то неспоримо доказать можно».

Историк и лингвист Юрий Петухов в своих книгах тоже доказывает, что наша история уходит в глубь тысячелетий. Также он доказывает, что многие имена древнегреческих богов, которые невозможно перевести с греческого, могут быть переведены с древнерусского языка. Приведем лишь несколько примеров.

Древнегреческая богиня ^ (Лето, мать Апполона и Артемиды) – это немного измененная славянская «Лада», идеал женщины, мать богов. Артемида – это славянская Рожаница (женская ипостась Рода, богиня плодородия). Это соответствие доказал еще академик Б.А.Рыбаков («арт» = «род»). Прототипом Апполона стал бог Кополо (Купала) – прекрасный юноша, украшенный венком, третий по значимости от Перуна.

Интересно также происхождение имени богини мудрости Афины. Ее имя по-гречески звучит примерно как «атена», а первоначально оно могло звучать как «таена», т.е. тайна! Ведь мудрость – это всегда тайна и недосказанность.

Славянские корни имеют также имена ^

Таким образом, мы видим, что в древности смуглые греки поклонялись светловолосым и светлоглазым героям и богам. ^ Именно таковым является описание славян древними историками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После сравнения языческого пантеона богов Древней Греции и Древней Руси мы пришли к таким выводам. В пантеонах много общего, но есть и различные черты. Общее то, что боги являются олицетворением явлений природы (гроза, ветер, солнце, молния) и важных понятий в жизни людей (любовь, семья, судьба, война, охота и др.). Но в самих представлениях богов очень много различного. На наш взгляд, это зависит от народного (этнического) представления об устройстве жизни.

В славянском пантеоне есть боги и мифические существа, которым нет соответствий в греческой мифологии. Например, Зима, Морозко, Снегурочка. Это тоже связано с местом проживания народа и с его представлениями о мире.

При сравнении языческих богов мы столкнулись с некоторыми трудностями. Во-первых, это то, что одному греческому богу могут соответствовать несколько славянских. Например, Аресу, богу войны, соответствуют и Радегаст, и Руевит, и Перун.

Во-вторых, то, что одному славянскому богу могут быть присущи много смыслов. Например, Перун – одновременно покровитель грозы и молнии, и войны. Поэтому трудно установить точное соответствие. Славянский Перун – это Зевс или Арес? Можно говорить лишь о сходстве и сближении этих богов.

Мы также заметили, что в изображении древнегреческих богов очень мало схожего с современными греками. Лица их очень похожи на славянские: форма лица, глаза, нос, губы. О чем это может говорить? О том, что так выглядели люди – древнейшие правители греков, принадлежавшие к народу, который населял Грецию до эллинов. Возможно, что греки просто именно так представляли себе богов – непохожими на них самих, но почему-то похожих на славян.

Из мнения ученых Петухова, Ломоносова и многих других можно сделать вывод, что славянская культура была развита задолго до Рождества Христова даже оказывала значительное влияние на соседние культуры (в данном случае - греческую). О том, что греки заимствовали образы богов у славян говорит не только лингвистика, но и облик греческих богов и героев. Мы не хотим спорить с точкой зрения официальной истории и считаем, что эта версия еще требует своего изучения.

Перспективу данной работы мы видим в более подробном сравнении мифологий славян и греков. Также мы можем сравнить мифы Древнего Египта и Рима.

До принятия христианства многие народы были язычниками. Культура наших предков насчитывает тысячелетия. К сожалению, отсчет нашей истории ведется только от крещения Руси. Древнейшая культура и история мало знакома людям. Нам кажется, что изучение истории в школе следует начинать именно с нашей древней мифологии.

Считаем, что наряду с христианскими обычаями, традициями, которые, несомненно, важны для развития культуры человека, еще необходимо изучать и древнейшую славянскую языческую культуру, которая помогает нам будто «вспомнить» себя древними, почувствовать родство с нашими сказками и мифами.


^


  1. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. –Н.Новгород: Русский купец, Братья Славяне, 1995. – 368с.

  2. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Эскмо, 2007.

  3. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. – 4-е изд. – М .: Большая Российская энциклопедия, 1998.

  4. Мифы древних славян. Велесова книга. – Сост. А.И.Баженова, В.И.Вардугин. – Саратов, «Надежда», 1993. – 320с.

  5. Персонажи славянской мифологии. Сост.: А.А. Кононенко, С.А.Кононенко; Худ.: В.А.Кононенко. – Киев.: «Корсар», 1993.

  6. Петухов Ю.Д. Русские боги Олимпа // История. – 1997. – №1.

  7. Религии мира. Энциклопедия для детей.т.6, ч.1. – М.: «Аванта», 1996.

  8. Современный словарь-справочник: Античный мир. – М.: Олимп: ООО «Издательство АСТ», 2000.

  9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Мифология. Скандинавские и германские страны, славянские страны, Индия, Китай, Япония. – М.: Астрель; АСТ, 2007.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

^

ГРЕЧЕСКИХ И СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, ГЕРОЕВ

И МИФИЧЕСКИХ СУЩЕСТВ


^

Славянские боги

Уран

Род

Сварог

Зевс

Перун

Даждьбог

Гефест

Сварог

Аполлон

Даждьбог

Хорс

Ярило

Посейдон

Поренута

Морской царь

Водяной

Хронос

Числобог

Арес

Руевит

Радегаст

Перун

Эрот

Лель

Дионис

Корс

Услад

Гипнос

Услад

Аид и Персефона

Озем и Сумерла

Вий

Гея

Лада

Мокошь

Гера

Афродита

Деметра

Лада

Жива

Дидилия

Артемида

Зевана

Мара (Морена)

Афина

Перуница (Валькирия)







^

ГЕРАКЛ

ПЕРСЕЙ

ТЕСЕЙ и др.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

АЛЕША ПОПОВИЧ

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

^

АТЛАНТЫ

СВЯТОГОР

КЕНТАВРЫ

ПОЛКАНЫ

СЕРЕНЫ

АЛКОНОСТ

СИРИН

НИМФЫ

БЕРЕГИНИ

НЕТ СООТВЕТСТВИЙ




ЗИМА




МОРОЗ




СНЕГУРОЧКА




БЕЛБОГ И ЧЕРНОБОГ
Просмотров: 1982 | Добавил: dforit | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация