Главная » 2013 » Март » 23 » Часы "яичной фигуры"
09:58
 

Часы "яичной фигуры"

Отдел истории русской культуры "Эрмитаж"

В залах второго этажа Зимнего дворца разместил свои коллекции самый молодой отдел музея — отдел истории русской культуры, основанный в 1941 году. В настоящее время здесь развернуты следующие выставки: «Русская культура VI—XV века», «Материалы по истории русской культуры конца XVII — первой четверти XVIII века», «Материалы по истории русской культуры середины и второй половины XVIII века», «Материалы по истории русской культуры первой четверти XIX века».


Перспективный план предусматривает дальнейшее расширение экспозиций с тем, чтобы в своем завершенном виде они отражали процесс развития русской культуры от древнейших времен до конца XIX века.

Ларец резной кости. Конец XVII - начало XVIII в.


Осмотр отдела целесообразно начать с выставки, посвященной культуре Древней Руси. Раскопки поселений древних славян, систематически производившиеся в последние годы Эрмитажем, значительно обогатили этот раздел. Археологические находки, повествуя о жизни наших предков, свидетельствуют о сравнительно высоком уровне сельского хозяйства и ремесел у восточных славян. В этом плане интересна железоплавильная печь IX—X веков, найденная недавно археологической экспедицией Эрмитажа, возглавляемой профессором М. И. Артамоновым, в Винницкой области, близ села Григоровки, на месте древнеславянского поселения.


На выставке можно видеть «Тьмутараканский камень» — памятник, указывающий на раннее развитие письменности на Руси. Это — большая мраморная плита с надписью русского князя Глеба, которая сообщает о произведенном в 1068 году измерении расстояния между древним Кор- чевом (Керчью) и Тьмутараканью (Таманью). Выставленная здесь же берестяная грамота — письмо на бересте, обнаруженная несколько лет назад при раскопках в Пскове, свидетельствует о распространении грамотности в средних слоях городского населения в XII веке.


Высокого развития достигла древнерусская культура в Киевской Руси. Об этом свидетельствуют экспонированные в одном из залов фрагменты фресковых росписей и мозаик XII века из собора Михайло-Злато- верхово монастыря в Киеве, а также ювелирные изделия, украшенные тончайшей эмалью, филигранью, зернью. Мастерство древнерусских златокузнецов вызывает восхищение — подсчитано, что в некоторых ювелирных изделиях на один квадратный сантиметр поверхности напаяно 324 миниатюрных зерна.
Разгром Киева, «матери городов русских», монгольскими полчищами Батыя нанес тяжелый удар многим отраслям художественного ремесла; некоторые из них заглохли на столетия. Например, монументальное искусство мозаики было возрождено только в XVIII веке трудами великого русского ученого М. В. Ломоносова. Мозаичную картину его работы — портрет Петра Первого — можно видеть в залах выставки по истории русской культуры середины XVIII века.


Знакомство с коллекциями отдела следует продолжить в Петровской галерее, на выставке «Русская культура конца XVII -первой четверти XVIII века». Большинство экспонатов происходит из мемориального музея (так называемого «Кабинета Петра Великого»), который был основан вскоре после смерти Петра I при Кунсткамере Академии наук.

Портрет Петра I работы М.В Ломоносова. Мозаика. 1755-1757 гг.


Документы, гравюры, книги, приборы, инструменты рассказывают о реформах Петровского времени, о росте отечественной науки и техники, развитии промышленности. Останавливает внимание редкая коллекция токарно-копировальных станков из «токарни» Петра I. Один из них, с механическим суппортом, сконструированным в 1718—1729 годах талантливым русским механиком А. К Нартовым (1694—1750), намного опередил технику XVIII столетия. Здесь же можно видеть предметы из кости и дерева, выточенные на этих станках.


Выставленный в соседней витрине кубок в виде кораблика из первого серебра, добытого в 1706 году в рудниках Забайкалья, и маленький поднос из первой пробы меди, выплавленной на заводе, основанном в 1721 году в Екатеринбурге (нынешнем Свердловске), так же как и пушка Олонецкого завода, и некоторые другие экспонаты свидетельствуют о развитии различных отраслей отечественной промышленности.


Большой раздел выставки знакомит с культурной жизнью русского общества начала XVIII века. Здесь обращают на себя внимание учебники— Арифметика» Леонтия Магницкого и «Букварь» Поликарпова, а также известные в свое время сочинения публицистического характера «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича и «Книга о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова, ратовавшие за ломку старых устоев и петровские преобразования. В витринах экспонированы два номера первой русской газеты «Ведомости», с 1703 года издававшейся в Москве, а затем в Петербурге; здесь же типографский станок 1721 года из сенатской типографии.


Тема основания и роста новой столицы — Петербурга — отражена в работах известного гравера того времени Алексея Зубова. Его гравюры, среди которых панорама Петербурга 1716 года, воссоздают архитектурный облик города первых двух десятилетий его существования.


Лучшее художественное произведение выставки — бюст Петра I, выполненный в 1723 году с натуры скульптором Карло Бартоломео Растрелли (около 1670—1744), отцом знаменитого зодчего, строителя Зимнего дворца. Бронзовый портрет Петра ярко характеризует этого крупного государственного деятеля: о непреклонной воле, уме, жестокой силе говорит и выразительное лицо, и стремительный поворот головы и развевающиеся складки мантии. Грудь покрывает панцирь, украшенный аллегорическим изображением: Петр-скульптор высекает из камня молодую Россию.


Осмотр выставки обычно заканчивается в небольшом круглом зале — Ротонде, где установлена бронзовая модель «Триумфального столпа» — колонны, задуманной (но не осуществленной), как памятник русской армии, победы которой в Северную войну 1700—1721 годов открыли исторически необходимый для России выход к берегам Балтийского моря.


Из Петровской галереи можно пройти на выставку, посвященную русской культуре середины и второй половины XVIII века. Здесь среди сотен экспонатов легко найти выставленные в особом зале часы «Яичной фигуры» работы выдающегося русского механика-самоучки Ивана Петровича Кулибина (1735—1818).

Часы "яичной фигуры" работы И.П. Кулибина 1765-1769 гг.


Кулибин — один из тех самобытных талантов, которыми даже в тяжкие времена крепостничества была богата Россия; сделанные им часы воспринимаются как подлинное чудо точной механики. Небольшие, величиной с гусиное яйцо, они имеют более 400 частей, приводящих в движение три механизма — часовой, музыкальный и движущий миниатюрные золотые фигурки. Кулибин работал над часами свыше трех лет (1765—1769 годы) и выполнил их так добротно, что они идут и сейчас. Среди множества технических изобретений Кулибина, поражающих полетом его творческой мысли, особенный интерес представляет проект гигантского одноарочного деревянного моста через Неву. Этот замысел, как и большинство проектов Кулибина, в условиях феодально-крепостнической России не получил осуществления. Кулибин умер в 1818 году в бедности.
На выставке широко представлена русская художественная промышленность и образцы народного творчества: фарфоровые изделия, в том числе изготовленные изобретателем русского фарфора Д. И. Виноградовым (1720—1758), холмогорская резная кость, серебро, вышивки, тульские изделия из полированной стали — оружие, шкатулки, шахматы, поверхность которых украшают «стальные алмазы». Глядя на эти вещи, обработанные с таким виртуозным мастерством, невольно вспоминаешь легенду о тульском кузнеце, сумевшем подковать блоху.

Фарфоровая чашечка работы Д.И. Виноградова. 1749 г.


Славились и изделия петербургских ювелиров; с их работами можно познакомиться в Особой кладовой Эрмитажа. Здесь выставлены цветы из драгоценных камней — уникальные образцы ювелирного искусства XVIII века, лучший из них — лилия. Ее хрупкие, изогнутые лепестки осыпаны, бриллиантами и жемчугом, цветок поставлен в вазочку прозрачного стекла, которая кажется наполненной водой.


Выставка следующего историко-хронологического периода, первой четверти XIX века, характеризует основные явления культурной жизни эпохи, отмеченной в истории России такими выдающимися событиями, как отечественная война-1812 года и восстание, декабристов. Экспонаты первого зала знакомят с социально-исторической обстановкой в стране начала XIX века. Во втором зале представлены ценнейшие материалы по истории декабристского движения, в частности наброски карандашом портретов П. И. Пестеля, С. И. Муравьева-Апостола, М. П. Бестужева- Рюмина и П. Г. Каховского, сделанные во время допросов чиновником следственной комиссии А. А. Ивановским, и карандашный портрет К. Ф. Рылеева, приписываемый О. А. Кипренскому. Незабываемое впечатление оставляют рисунки, показывающие жизнь декабристов на каторге в Сибири. Многие из этих рисунков выполнены самими декабристами.

Георгиевский зал Зимнего Дворца.


Следующие залы знакомят с литературой и театром, наукой и просвещением, изобразительным искусством и архитектурой. На выставке экспонируются также первоклассные образцы прикладного искусства.


Высокого совершенства достигли русские мастера в обработке цветного камня. Их изделия украшают многие залы Эрмитажа, который справедливо называют сокровищницей русского цветного камня.


Особенно славились изделия Петергофской гранильной фабрики из малахита — редкого уральского камня, обладающего сочным зеленым цветом. Малахитовые вещи — вазы, столы, канделябры (так же, как пилястры и колонны Малахитового зала) сделаны в технике «русской мозаики»: каменная или металлическая основа предмета покрыта тонкими пластинами малахита; мастер должен был обладать терпением и вкусом, чтобы из мелких кусочков камня, капризно расцвеченных природой, выложить на поверхности изделия красивый узор. Не менее ценны вещи из лазурита, камня глубокого синего тона с золотистым оттенком, добываемого в Афганистане, в местечке Бадахшан. Вазы и столы бадах- шанского лазурита работы Екатеринбургской гранильной фабрики украшают зал итальянского искусства XVI века; малахитовые изделия — Георгиевский и Малахитовый залы, Галерею истории древней живописи, залы итальянского искусства XVII—XVIII веков. Смело обрабатывали русские умельцы и монолиты, примером чего служит самая большая из эрмитажных ваз — Колыванская. Ее вес — почти 19 тонн, высота — 260 см, чаша в форме эллипса имеет наибольший диаметр — 506 см. Вазу высекали из одной глыбы ревневской яшмы на Колыванской гранильной фабрике около 14 лет. Несмотря на грандиозные размеры, она отличается изяществом и благородством форм, совершенством полировки. На Колыванской фабрике в те годы работали такие искусные мастера, как Ф. В. Стрижков (1768—1811) и Г. Ф. Налимов (1807-1867), несколько их произведений украшают залы музея. В частности, творчеству Стриж- кова принадлежит ваза овальной формы серо-фиолетового каргонского порфира, отделанная бронзой,— та, что возвышается в центре зала голландского искусства XVII века; Налимовым выполнены канделябры из калканской зеленой яшмы в зале Снейдерса.


На особой выставке, в зале серебра, демонстрируются русские серебряные изделия конца XVII — начала XX века. Среди них—гробница Александра Невского, представляющая собой монументальный скульптурно-архитектурный комплекс. Саркофаг богато орнаментирован и украшен барельефами с изображением сцен из жизни Александра Невского.


По сторонам декоративной пирамиды—фигуры крылатых гениев со щитами в руках. На щитах высечены строки стихов М. В. Ломоносова, посвященные этому необыкновенному созданию русских мастеров серебряных дел, имена которых до нас не дошли. Гробница была выполнена в середине XVIII века на петербургском Монетном дворе, на нее израсходовано 90 пудов серебра, добытого в течение года в Колыванских рудниках на Алтае.


Обширные коллекции Русского отдела позволяют периодически устраивать выставки, посвященные юбилейным датам или показу отдельных отраслей русского прикладного искусства. Специальные выставки были посвящены 250-летию Петербурга — Ленинграда, 150-летию Бородинского сражения, истории русского костюма и т. д. В самом большом из дворцовых залов — Николаевском, площадью 1100 кв. м, развернута выставка русского фарфора.


Экспозиция отдела включает также дворцовые помещения, имеющие историко-художественное значение, таковы Петровский зал (Огюст Мон- ферран, 1833 г.), Военная галерея 1812 года (К- И. Росси, 1826 г.), Георгиевский, или Большой Тронный, зал (В. П. Стасов, 1842 г.), Малахитовый зал (А. П. Брюллов, 1839 г.), Малая столовая (Р. Ф. Мельцер, 1894 г.) Зимнего дворца, где в ночь с 7 на 8 ноября 1917 года были арестованы министры Временного правительства.


Вереницу парадных залов Зимнего дворца открывает Петровский зал. Это небольшое по размерам, но одно из самых роскошных по отделке помещений, стены которого затянуты малиновым бархатом, шитым серебром. На возвышении стоит серебряный золоченый трон, служивший всем русским царям. Петровский зал соединен Гербовым залом с Военной галереей 1812 года.
На стенах галереи размещено свыше 300 портретов генералов русской армии эпохи Отечественной войны 1812 года. Среди них портреты М. И. Кутузова и его боевых соратников — П. И. Багратиона, А. П. Ермолова, Н- Н. Раевского, Дениса Давыдова и др. Портреты написаны известным английским художником Джорджем Доу (1781— 1829), который свыше 10 лет (с 1819 по 1829 год) с помощью русских живописцев А. В. Полякова (1801—1835) и В. А. Голике (1802—1848) работал во дворце над выполнением этого заказа.

Галерея 1812 года была воспета Пушкиным как памятник русской славы:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом:
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
..................................
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
(«Полководец»)

Из галереи дверь ведет в Георгиевский зал Зимнего дворца, отделанный белым каррарским мрамором, с замечательным паркетом, узор которого набран из 16 пород ценного дерева. В этом огромном зале, площадью 800 кв. м, выставлена карта Советского Союза из камней-самоцветов, выполненная в технике мозаики группой мастеров-камнерезов, ленинградцев и свердловчан в 1937 году. Советские мастера выступили достойными преемниками русских умельцев: живописно и вместе с тем очень точно из 45 тысяч кусочков камней на поверхности карты, равной 27 кв м, передан рельеф местности — зелень долин, белоснежные вершины гор, синева морей и океанов, коричневые контуры горных кряжей. Переливаются и горят бриллианты на рубиновой звезде, отмечающей на карте столицу нашей Родины — Москву.


Читать 1-ю часть http://chillitalks.com/page/stranicy-istorii-hermitage-part1/
Читать 2-ю часть http://chillitalks.com/page/stranicy-istoriimuzej-ermitazh-part2/
Читать 3-ю часть http://chillitalks.com/page/otdel-istorii-pervobytnoj-kultury/
Просмотров: 1130 | Добавил: dforit | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация